МБОУ «ЕМЕЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 





урок географии по теме "Китай" c использованием системно-деятельностного подхода с флипчартом в программе ActivInspire

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 11 классе

Учитель: Петренко Евгения Витальевна

Класс—11

Предмет—география

Автор УМК—Максаковский В.П. География.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень.—М.: Просвещение: 2014.—416 с.

ТЕМА: КИТАЙ.

Задачи:

Общеобразовательные:

- сформировать представление о Китае, значении и месте этой страны в современном мире, изменить представления об этом государстве, доказать высокий уровень развития Китая;

-дать общегеографическую характеристику Китая;- продолжить формирование представлений об особенностях географии и экономики крупнейших стран мира;

- сформировать представление о роли Китая в истории мировой цивилизации и экономики;

- рассмотреть факторы и причины, определяющие важнейшие экономико-географические особенности Китая;

Развивающие:  продолжить развитие умения приводить примеры, сравнивать , сопоставлять факты, анализировать ,

Формировать умение работать с картой, литературой, таблицами, схемами, сетевыми ресурсами,

Формировать умение обобщать и  делать выводы,

Развивать логическое мышление и память. Формировать навыки самоконтроля

Учить использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач;

Развивать у обучающихся самостоятельные навыки исследовательской работы (умение выявлять

проблему, сбор информации, наблюдение, проведение анализа, построение гипотезы, обобщение и систематизация новых знаний);

Формировать необходимые коммуникативные умения, работая в различных группах;

Воспитательные:

- формировать ответственное отношение к интеллектуальному труду и удовлетворение от

выполненного задания;

- воспитывать уважительное отношение к народам других стран;

- познакомиться с историей, традициями и достопримечательностями нашего великого соседа;

- раскрыть выдающиеся достижения современного Китая в развитии экономики, науки и спорта.

воспитывать культуру учебного труда, навыков самообразования, 

вовлечь в активную практическую деятельность,

воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям стран мира,

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: смогут дать экономико-географическую характеристику страны,

Личностные: получат представление о целостном формировании мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,

Смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной деятельности 

Метапредметные:

Смогут  самостоятельно определять цели своего обучения,

Смогут  ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

Смогут  использовать навыки  исследовательской работы (умение выявлять проблему, сбор информации, наблюдение, проведение анализа, построение гипотезы, обобщение и систематизация новых знаний);

смогут устанавливать причинно-следственные связи,

Смогут строить логические  рассуждения, делать умозаключения и делать выводы,

смогут создавать, применять  модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,

Смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,

Приобретут навыки формирования и развития ИКТ-компетентности

ФОРМЫ, СВЯЗИ, РЕСУРСЫ:

Межпредметные связи: обществознание, история, экономика, естествознание

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Формы обучения: деятельностный способ  обучения

Ресурсы: учебник, интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/01/27/urok-geografii-subregiony-zarubezhnoy-aziikitay-11-klass, http://azialand.ru/

Тип урока: открытия нового знания

Цель урока: ознакомить с экономико-географической характеристикой Китая


ЭТАПЫ УРОКА:

этап

Образовательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

МОТИВАЦИЯ

 

1

Мотивация учебной деятель-ности.

Постановка целей и задач урока

1 организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2 создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

3 создать благоприятную психологическую атмосферу  на уроке

Учитель предлагает посмотреть на экран интерактивной доски и высказать свое мнение о том, какую страну будем изучать.

Сегодня мы продолжаем изучать страны зарубежной Азии. На интерактивной доске вы видите фото пяти великих изобретений человечества: бумаги, компаса, пороха, книгопечатания, шахмат. Какая азиатская страна является родиной этих изобретений, и какое из них принадлежит другой стране, является лишним? (шахматы, Индия).

Вы правы, это четыре великих изобретений древнего Китая. Китайцы также прославились оригинальными технологиями в области механики, гидравлики, металлургии, астрономии, сельском хозяйстве, конструировании механизмов, мореплавании, приемы ведения войны.  Мудрость жителей этой страны отличает особый взгляд на мир и место человека в нем. А девизом нашего урока станет китайская пословица: «Не бойся, что не знаешь-- бойся, что не научишься». Как вы  понимаете эти слова? И хотя эти слова были сказаны тысячелетия назад, они до сих пор могут помочь  в жизни каждому из нас и направить в нужное русло наши мысли, а значит и поступки.

 

Учащиеся высказывают свое мнение

1 личностные:

смыслообразование

2 регулятивные:

Волевая саморегуляция

3 коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничест-ва

4 познавательные:

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ  БЛОК:

этап

Образователь-ные задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

ИНФОРМАЦИОННЫЙ  БЛОК:

2

актуализация знаний учащихся

 

1 Демонстрация социального и практического значения материала,

2 постановка учебной проблемы,

3 актуализация субъективного опыта обучаемых

Учитель вовлекает учащихся в беседу:

Эта удивительная и сказочная страна  с необычной историей, оригинальной культурой и философией, одна из древнейших цивилизаций мира. Сегодня страну называют самой быстро развивающейся экономикой мира, ни в чем не уступающей, даже превосходящей, наиболее развитыми странами мира. Современная страна, в которой мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство.

Как вы думаете, почему именно Китай из всех стран Азии, заслуживает столь пристального внимания россиян?

 В чем значимость для нас?

 

 

 

Какие ассоциации возникают у вас при упоминании страны Китай?

(прием «ассоциативный ряд», «мозговой штурм»)

Учитель предлагает спланировать деятельность на уроке:

Проанализировав рассказанные вами факты, можно сделать вывод

Китай—самая быстрая развивающаяся экономика мира. В чем причины такого быстрого роста?

Учитель предлагает использовать прием «фишбоу»

 

 
   
 

Как вы думаете, с какими  фактами надо ознакомиться, чтобы сформировать целостное представление о Китае? Учитель использует «Прием «мозговой штурм», озвучивает цели урока совместно с учениками

Учитель организует работу по составлению  кластера

 

Обучающиеся прослушивают информацию, высказывают свое мнение

 

 

 

 

 

 

 

Возможные ответы учащихся:

--страна является нашим южным соседом,

--быстрый рост экономики,-

-Развитие наукоемких отраслей,

--развитие науки, технологий,

--освоение космоса и разработка ядерного оружия,

Обучающиеся рассказывают то, что они уже знают о Китае (например, из курса географии 7-го класса, из средств массовой информации)

Учащиеся составляют план урока, указывая, каких знаний не хватает, чтобы заполнить схему «фишбоу»

См.Приложение,

Сопоставляют свой план с планом характеристики страны в учебнике:

Учащиеся высказывают предположение о том, какую информацию надо найти, изучить, чтобы решить учебную задачу: экономико-географическое положение, государственное устройство, природные ресурсы страны, демографическую ситуацию, промышленность, сельское хозяйство Китая.

Учащиеся составляют кластер  «Хозяйство Китая»

 

 

 

1 личностные:

 

2 регулятивные:

Контроль, оценка прогнозирование

3 коммуникативные:

 

4 познавательные:

Общеучебные умения структуировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, анализ, сравнение, синтез

 

3

Первичное усвоение новых знаний и способов действий

 

1сообщить основные идеи материала, который будут изучать дети

2 Обеспечить осмысление метода исследований, знаний, способов и средств, которые приведут к выводам

Учитель предлагает работу по карточкам  в группах,

Оказывает помощь, если это необходимо, организует презентацию работ групп

Работают в группах,

Выполняют задания на карточках,

Они распределяют задания, определяют, какая информация им необходима, какими источниками информации они будут пользоваться.

 

Представляют итоги своей работы—отчеты групп

 

1 личностные:

 

2 регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

3 коммуникативные:

 

4 познавательные:

Умение структуировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

 

 

 

ЭТАПЫ УРОКА:

этап

Образовательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

Аналитический блок

 

4

Первичная проверка понимания

1 Проверка полноты и осознания учащимися новых знаний и способов действий

2 выявление пробелов в первичном

осмыслении

Учитель предлагает группам презентовать свою работу

 

Обучаемые по группам презентуют свою работу.

Отчет о работе групп,

Учащиеся проводят самооценку своей работы по группам (оценивание по количеству правильно выполненных заданий)

2 регулятивные:

коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

4 познавательные:

Поиск и выделение необходимой инфор-мации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения

5

Первичное закрепление

Организация деятельности по воспроизведению существенных признаков изучаемых объектов

2 организация деятельности по отработке изучен-ных знаний и способов действий через применение по образцу и в изме-ненных  ситуациях

Отработка логики алгоритма изученного правила

Учитель организует обмен вопросами между группами:

Прием «Ромашка Блюма»

Прием «Толстые, тонкие вопросы»  в зависимости от уровня подготовки класса

Учащиеся обмениваются вопросами по ключевым вопросам темы:

Приложение № 3

1 личностные:

2 регулятивные:

Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с эталоном

3 коммуникативные:

Формулирование своего мнения и позиции

4 познавательные:

Умение осознанно и произвольно строить высказывания

 

 

Релаксационная пауза

Организация отдыха

 

Учитель предлагает провести интеллектуальную игру «Отгадай, что находится в «черном ящике»

Приложение № 5

Учащиеся отвечают на вопросы

 

 

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корректировка

Проверка спосо-бов действий учащихся,

образа мышления,

комментирование ответов

Учитель предлагает заполнить структурно-логическую схему с пробелами «Китайская народно-демократическая республика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает заполнить схему «фишбоу»,

Стимулирует учащихся высказывать свое мнение и оценивать аргументы других участников дискуссии

 

Учащиеся заполняют структурно-логическую схему с пробелами:

Приложение №4

 

Учащиеся заполняют схему «фишбоу»

1 личностные:

2 регулятивные:

Прогнозирование, анализ, оценивание результата

3 коммуникативные: рефлексия своих действий

4 познавательные:

 

7

Этап коррекции знаний и способов действий

 

 

 

 

Организация деятельности по коррекции выявленных недостатков

Учитель предлагает сделать долгосрочный прогноз о развитии экономики Китая, выбрав одно из высказываний выдающихся экономистов, журналистов, политических деятелей:

ВЫВОД:

Экономика Китая создает огромный спрос на сырье, промышленное и строительное оборудование, технологии.  Китайские рынки за счет повышения спроса населения остаются самыми перспективными в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делают выбор и аргументируют его, подтверждая фактами

Мнение №1:

The Washington Post: пугающие последствия падения Китая

22.01.2016 | 18:28

В статье Дэвида Игнатиуса, опубликованной на сайте газеты The Washington Post, пишется о том, что Китай, который долгое время называли экономическим чудом, превратился в страну с заразной болезнью, ставшей причиной негативных потрясений на рынках по всему миру

Мнение №2:

Экономика Китая: итоги года

19 января 2016 г. во время пресс-конференции руководитель китайского Государственного статистического управления Ван Баоань заявил, что в течение года экономика страны находилась в рациональном диапазоне. По его словам, были приняты меры по оптимизации структуры национальной экономики, ускорению ее модернизации и трансформации, улучшению жизни народа. В 2015 году экономика Китая показала самый слабый рост за последние 25 лет. Исходя из данных, опубликованных Государственным статистическим управлением страны, валовой внутренний продукт по итогам года достиг 67 трлн 670,8 млрд юаней, увеличившись на 6,9% в отношении предыдущего года. В 2014 году рост составлял 7,3%.

Мнение №3:

«Жёсткая посадка экономики Китая практически неизбежна, — сказал миллиардер и инвестор Джордж Сорос в интервью агентству Bloombergна полях Всемирного экономического форума в Давосе(22.01.2016). — Я её не ожидаю, я её наблюдаю».По мнению миллиардера, Китай может справиться со своими проблемами благодаря большим ресурсам и золотовалютным резервам, однако замедление темпов роста китайского ВВП будет иметь последствия для остального мира

1 личностные:

2 регулятивные:

Прогнозирование, анализ, оценивание результата

3 коммуникативные: рефлексия своих действий

4 познавательные:

Анализ, коррекция своей работы

 

 

 

 

ЭТАПЫ УРОКА:

этап

Образовательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

8

Оценивание деятельности обучающихся,

Подведение итогов урока

 

 

1 личностные:

2 регулятивные:

Волевая саморегуляция, осознание того, что усвоено и что еще предстоит усвоить

3 коммуникативные:

Умение выражать свои мысли, оценивать качества своей и общей учебной деятельности

4 познавательные:

Анализ, синтез, выводы

 

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению,

Мотивация

Инструктаж

Проверка понимания содержания и способов выполнения д/з

Учитель информирует о вариантах выполнения домашнего задания:

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы, выбирают степень сложности домашнего задания (разноуровневые д/з)

 

Прочитать с 246-252, составить вопросы к параграфу, составить таблицу «Экономические районы Китая»

Подготовить проекты о природе, культуре, традициях Китая.

10

Рефлексия, подведение итогов

Мобилизация на рефлексию содержания

Учитель организует проведение рефлексии:

Использует прием «5 шляп мышления»

 

Учащиеся оценивают материал, используя «5 шляп мышления». Каждая группа получает шляпы с надписями и высказывает свое мнение: возможные ответы:

Белая шляпа. Факты. Экономика Китая занимает ведущее место в мире. За годы реформ ВВП Китая увеличился в 15 раз, к 2020 г намечается его повышение ещё в 2 раза. Сегодня Китай обеспечивает 26-27 % прироста мирового валового продукта. За годы реформ он превратился в мощную индустриально-аграрную страну, которая занимает первое место по выпуску 30 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. 

Жёлтая. Позитивное мышление. По темпам роста экономика Китая занимает первое место в мире. В 2003 г. Китай стал третьей в мире державой, способной самостоятельно запустить человека в космос. На олимпиаде 2008 года, которая проводилась в Китае, спортсмены  этой страны показали лучшие результаты в мире. 

Черная. Проблема. Современная экономика Китая слишком зависит от внешнего рынка. Как последствие стремительного развития экономики Китая-- значительное расслоение общества. В стране 500 тыс долларовых миллионеров и 150 млн граждан, живущих на 1 доллар в день. Доходы горожан в 3,5 раза выше сельских.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось знакомиться с традициями и современными достижениями жителей этой страны. Китай—страна древней культуры. Традиции духовной культуры, сохранившиеся до наших дней ,--специфические китайские театр, живопись, кухня, музыка, гимнастика ушу, лунный календарь. С глубокой древности существует китайская философия, география, астрономия, медицина.

Зеленая. Творчество. Составить коллаж из фотографий «Образ территории. Китай»

Синяя .Философия. Китай—страна древней философии. Обобщают высказывания каждой группы

 

 

 

Карточка  для работы группы №1 «Визитная карточка»

1)      Используя форзац учебника и разные источники  информации,  заполните таблицу:

 

 

1

Официальное название страны

 

2

столица

Китайская Народная демократическая республика

3

Территория

9572

4

границы

 Тыс.км2

5

Административно-территориальное устройство

23 провинции, 5 автономных района и 4 города центрального подчинения

6

Формы правления

Республика

 

2)  Задание: на контурной карте нанесите основные черты ЭГП Китая,

3) Используя разные источники информации, выделите благоприятные и неблагоприятные черы ЭГП Китая и заполните таблицу:

Благоприятные черты ЭГП

Неблагоприятные черты ЭГП

 

 

 

Карточка  для работы группы №2 «Население»

1) Используя разные источники  информации, докажите, что Китай—самая многонаселенная, многонациональная страна мира,

2) На основании карт   учебника и атласов проанализируйте демографические показатели, характерные для Китая. Какой вывод вы можете сделать?

4) Сделайте анализ карты (рис. 18) К какому типу  по уровню урбанизации относится Китай (среднеурбанизированная страна, доля городского населения 30%)

5) отметьте на контурных картах крупнейшие города Китая и порты.

Карточка  для работы группы № 3

1)     Прочитайте информацию о природе Китая и дайте краткую характеристику природы Китая,

2)     Проанализируйте карты атласа и сделайте вывод: какими видами  сырья Китай обеспечен хорошо

Карточка для группы № 4

1)     На основе каких факторов развивается черная металлургия Китая? В каких провинциях и городах она развивается?

2)     Какие предприятия составляют основу  металлургического комплекса?

3)     Как изменились объемы выплавки стали за период реформ и почему? (с 251)

4)     Почему цветная металлургия в Китае, в отличие от черной, не так хорошо развита?

 

В целом Китай имеет хорошую базу для развития черной металлургии. По запасам Китай занимает третье место, по запасам угля—первое. Предприятия работают во всех провинциях Китая. Самые крупные месторождения: Датунское, Баотоу, Фусиньское, Урумчи. Самыми крупными комбинатами полного цикла в Китае считаются: Баотоу, Ухань, Аеньшань. Основу металлургического комплекса составляют крупные комбинаты полного цикла, ориентиру-ющиеся на месторождения каменного угля или железной руды или на их грузопотоки (например, Шанхай),  комбинат Аньшаньский вырабатывает больше всего стали.

За время реформ выплавка стали увеличилась  более чем в 17 раз.

Рост цветной металлургии сдерживает нехватка электроэнергии. Китай занимает по выплавке алюминия и свинца—первое место в мире, цинка—второе, серебра и золота—четвертое, меди—седьмое.

 

Карточка для группы  № 5

 

1)     Как широкая сырьевая база, протяженность морских границ  и наличие трудовых ресурсов повлияло на развитие отраслевой состав машиностроения?

2)     Какие предприятия преобладают в машиностроении? Какие факторы влияют на их размещение?

3)     Проанализировав карту, укажите, какие виды сырья есть в этой стране для развития химической промышленности? Найдите на карте основные центры  химической промышленности.

4)      Какой фактор влияет на размещение предприятий органической химии?

 

 

В Китае достаточная сырьевая база и наличие трудовых ресурсов благотворно влияет на развитие машиностроения. Машиностроение Китая отличается широким спектром продукции от горного оборудования и тракторов до различной аппаратуры и ноутбуков. По выпуску морских судов занимает третье место в мире, является космической и ядерной державой.

 

Сырье есть и для неорганической и органической химии. Выделяется производство удобрений, бытовой химии и фармацевтики. Крупнейшие центры—Чунцин, Шанхай.

Приморский, сырьевой (Шанхай, Нанкин)

 

Карточка для группы №6

1)     Определите роль текстильной промышленности в экономике Китая

2)     Где на территории Китая распространены предприятия легкой промышленности

Текстильная промышленность—главная отрасль легкой промышленности Китая. Главная ее черта—большая зависимость от внешнего рынка. Самой конкурентноспособной продукцией Китая на мировом рынке является одежда и обувь. Текстильная индустрия—первая в мире. Текстильные предприятия специализируются на изготовлении одежды из синтетических тканей. Традиционной является шелковая промышленность.

Китайская экспортная промышленность, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны Западной Европы имеет высокие стандарты качества , предприятия размещены в приморских провинциях страны, преимущественно это филиалы зарубежных корпораций.

Предприятия, выпускающие контрафактные товары ведущих брендов, предназначены для рынков постсоветских стран и для стран Восточной Европы, расположены в северных районах.

 

Карточка для группы № 7

1)     Какое количество населения занято в сельском хозяйстве?

2)     Достигнуто ли обеспечение продовольствием и когда?

3)     Назовите экспортные культуры

В сельском хозяйстве занято 40% населения.

Экспортные продукты: фрукты, рыба, морепродукты, хлопок.

Сельское хозяйство Китая сильно отличается по регионам:

 

Заполните таблицу «сельскохозяйственные регионы Китая»

Сравниваемые черты

Восточная зона центральная зона

Центральная зона

Западная зона

1 природные условия, влияющие на развитие с.х.

Влажный муссонный климат

Муссонный климат

Сухой континентальный климат

2 Отрасли с.х.

Преобладает растениеводство

Преобладает растениеводство

Преобладает экстенсивное животноводство

3 особенности развития растениеводства

Выращивается чай, сахарный тросник, рис, фруктовые деревья. Эта часть Китая называется зеленым поясом

Выращиваются пшеница, кукуруза, гаолян. Этот пояс и северо-восток называют желтым поясом.

В этой зонесчаговое развитие растениеводства. В отдельных очагах выращивают ячмень, просо

4 особенности развития животноводства

Распространено птицеводство, на рисовых полях—чеках выращивается карп.

Распространено свиноводство

Преобладает мясное скотоводство, овцеводство, разведение коней

 

Карточка для группы № 8

1)     Какой вид транспорта является первым по грузообороту и пассажирообороту

2)     Какими темпами развивается транспорт ной комплекс в Китае?

3)     Какие последствия внедрения достижений науки в транспортный комплекс

Китай занимает первое место в мире по строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей. Уровень автомобилизации невысокий. По контролируемому тоннажу морского флота Китай вышел на третье место, а три порта стали  ведущими по грузообороту. Значительно выросли авиаперевозки. Транспортная обеспеченность восточных регионов больше, чем западных и центральных Лидирует железнодорожный транспорт. Обеспечивает 3/4 грузоперевозок. Морской обеспечивает связи с 450 портами мира в более чем 100 странах. Их доля в грузообороте страны составляет соответственно 49% и 46%, а в пассажирообороте — 57% и 36%.  

 

Источники информации:

Максаковский В.П. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.П. Максаковский.—м.: Просвещение, 2014.—416 с

Жижина У.Ф., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 10 класс.—М.ж ВАКО, 2014.—360 с

 http://media.ffclub.ru/up1665-post-43-1219584205.jpg

 

Источники информации:

Максаковский В.П. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.П. Максаковский.—м.: Просвещение, 2014.—416 с

Жижина У.Ф., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 10 класс.—М.ж ВАКО, 2014.—360 с

 http://media.ffclub.ru/up1665-post-43-1219584205.jpg

 

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/01/27/urok-geografii-subregiony-zarubezhnoy-aziikitay-11-klass

http://azialand.ru/

 

 

Нравится