МБОУ «ЕМЕЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 





Системно-деятельностный подход в обучении географии. Советы как организовать деятельность учащегося на уроке географии

    Качество образования в XXI веке определяются не суммой знаний, а знаниями  о том как и где правильно их применять, поэтому  результаты обучения—это решение различных задач—это способы деятельности. Обучение для учащихся  – процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.

     Задача обучаемого—обучение умению осуществлять деятельность или владеть способами деятельности. Значит, задача учителя на уроке—не передача суммы знаний, а управление учебной деятельностью. Ученик, который научится владеть разными способами действий, в реальной жизни будет принимать правильные решения, действовать эффективно, т.е. сможет стать успешным, компетентностным и конкурентно способным работником, научится заниматься самообразованием всю жизнь.

         Содержание курса географии позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, географии, истории и культуре своего Отечества.

           География—один из любимых учениками предметов. Каждый урок географии готовит учащихся к ориентации в мировом пространстве, способствует формированию экологического мышления, воспитывает любовь к своей Родине.

       Географические умения, так же как метапредметные, формируются только в процессе учебной деятельности на уроке и не только. Какие формы деятельности на отдельных этапах урока географии наиболее эффективны? Я предлагаю разные формы деятельности учеников на разных этапах урока, которые нравятся моим ученикам.

ЭТАП: Введение в урок.

 

 

 

 

Цель: создание доброжелательной атмосферы через приветствие друг другу или советы друг другу как успешно работать на уроке. Например, рекомендации или правила, как надо работать на уроке: 1.внимательно слушать друг друга и не перебивать, 2 активно участвовать в обсуждении,..

Мотивация.

Целеполагание

Цель: выяснить, почему именно эта тема важна для решения реальных жизненных заданий. Например, предложить учащимся ответить на вопросы:

Что узнаем?

Чему научимся?

Что для этого необходимо?

Для чего необходимы эти знания?

Например, предложить учащимся, прочитав цитату, пословицу объяснить ее, высказать свое мнение; просмотрев видеофильм или слайд-шоу, высказать предположение, какая тема урока. Учащимся можно предложить составить «Дерево прогнозов», ветви которого станут планом проведения урока или планом характеристики географического объекта

ЭТАП: Актуализация опорных знаний

Цель: установить полноту и выявить пробелы в знаниях, умениях, навыках, способах действий. Например, предло-жить учащимся закончить фразу: Урбанизация—это…, обменяться вопросами друг с другом, или выполнить тесты, проверить знания на Аукционе знаний, когда учащиеся по цепочке друг за другом, проговаривают информацию, полученную на предыдущих уроках

ЭТАП: Усвоения новых знаний и способов действий

Цель:  обеспечить восприятие, осмысление нового материала, способствовать усвоению способа действий.

Проведение «мозгового штурма» с записью на доске

Составление кластеров (это графическое оформление материала): учащиеся вокруг ключевого понятия темы располагают понятия, факты, образы, которые выражают или относятся к главной теме ( создание mind-map )

Составление «картины темы», на которой знаками отмечают основные элементы темы. Учитель может ознакомить учащихся с презентацией по теме.

ЭТАП: Закрепления новых знаний и способов действий

Цель: установить правильность усвоения изученного материала и способов действий.

Учащиеся могут индивидуально и в группах работать с учебником, другими источниками информации;  сравнивать свои знания с эталоном, для того, чтобы привести свои примеры или составить свои задачи. Учащиеся задают вопросы «эксперту», роль которого играет  сильный ученику, получивший  опережающее задание),

ЭТАП: Этап применения знаний и способов действий

 Цель: обеспечить усвоение изученного материала и способов действий на уровне применения их в новых учебных ситуациях.

Учитель предлагает учащимся групповые или индивидуальные разноуровневые самостоятельные работы: заполнение таблиц, составление графиков, диаграмм на основе анализа статистических данных, «дневников путешествий», путеводителей, картосхем, маршрутов путешествий.

ЭТАП: Контроля или самоконтроля знаний и способов действий

Цель: выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий.

Учитель  может предложить учащимся тесты, или задания для самопроверки в игровой форме «Верю--не верю», «Найти ошибку», поставь факты в правильном или логическом  порядке, «Что лишнее?». Сложные задания для прогноза развития ситуации  «Что будет, если….» помогут определить глубину знаний и способность к оценочным действиям

ЭТАП: Коррекции знаний и способов действий

 Цель: осуществить коррекцию знаний, если это необходимо. Поможет сделать это, например прием «микрофон», который позволит каждому учащемуся высказать свое мнение

ЭТАП: Информирования о домашнем задании

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способа действий по выполнению домашнего задания.

Учитель  предлагает разноуровневое домашнее задание (предпочтительно, по выбору), например, особое задание или мини-проект

ЭТАП: рефлексии

Цель:  организовать рефлексию учащихся, предложив учащимся написать телеграмму, которая отражает главную мысль урока, или для определения настроения учащихся после работы на уроке, «барометр настроения»  или «пейзаж настроения»

 Вот поэтому разные формы деятельности на уроке географии способствуют развитию личности обучаемого.  В основе формирования навыков деятельности обучаемых лежит системно-деятельностный подход как основа реализации новых ФГОС. А, для учителя—это реальный шанс стать режиссером и дирижером каждого своего урока.

 

 

 

Нравится