МБОУ «ЕМЕЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 





Методическая разработка урока по химии Белки.Состав и строение. Химические и физические свойства

Технологическая карта урока по химии в 10 классе

Тема: Белки. Состав и строение. Физические и химические свойства.

Тип урока:  изучение нового материала

Цель:  сформировать представление о белках как о биологических природных полимерах. Изучить образование полипептидных связей

состав , строение белков и их физические и химические свойства. Научиться осуществлять качественные реакции на белки

 

 

Планируемые образовательные результаты

 

Предметные

 

Метапредметные

Личностные

– учащиеся должны знать: состав белков, уровни организации белковой молекулы, свойства и функции белков;

– учащиеся должны уметь: проводить реакции подтверждающие свойства белков, качественные реакции на белки, объяснять функции белков в организме

– развивать мышление учащихся и их умение прогнозировать свойства белков на основе самостоятельного проведения опытов, решения задач.

- развитие познавательной сферы школьников к изучению химии

- совершенствовать умения работать с различными источниками информации

- классифицировать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения

- совершенствовать навыки  работы в группе по решению общих учебных задач

-формировать  навыки учебно-исследовательской деятельности

– формировать научное мировоззрение учащихся на примере интеграции естественных наук, лежащих в основе строения организма;
– воспитывать самостоятельность, познавательный интерес, аккуратность и дисциплинированность;
– способствовать сотрудничеству учащихся друг с другом;
– способствовать сотрудничеству учителя с учащимися.

-готовность  к самообразованию и саморазвитию

- способствовать развитию навыков коммуникативной компетенции

 

Задачи урока:

Достижение предметных планируемых результатов:

ЗНАТЬ: понятие белки, полипептидная связь, денатурация, деструкция, классификацию белков, их химические и физические свойства, значение и функции в организме живых существ.

УМЕТЬ: проводить эксперименты, лабораторные опыты, пользоваться химической посудой, реактивами; анализировать и обобщать информацию, делать выводы, выполнять тестовые задания, выбирать правильные суждения, использовать различные источники информации , уметь преобразовывать вид информации (составлять схемы)

Методы обучения:

По характеру познавательной деятельности: исследовательский.

По виду источников знаний: словесно-наглядно-практический.

По форме совместной деятельности учителя и учащихся : беседа.

По стимулированию контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

– контроль за проведением практического эксперимента;
– фронтальный (устный) контроль;
– тестовый контроль.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, спички, инструкция к работе, пипетка, компьютер, видеопроектор, видео-презентация, карты-инструкции к выполнению лабораторных работ.

Реактивы: Хлорид натрия (раствор), соляная кислота (раствор), гидроксид натрия (20% раствор), этиловый спирт, дистиллированная вода, сульфат меди (II) (2%), азотная кислота (концентрированная), нитрат свинца, яичный белок.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.      Организационный этап урока

Приветствие учащихся. Настрой на плодотворную работу, создание доброжелательной атмосферы в классе

Приветствие учителя, готовность к уроку .

Личностные УУД

2.Формулирование тему урока, постановка целей и определения задач урока

Предлагает разгадать кроссворд, когда кроссворд будет разгадан в выделенной строке вы можете прочитать ключевое слово нашей темы урока

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

Разгадывают кроссворд

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

1.      Ароматический углеводород

2.      Очень ядовит! В своем составе имеет бензольное кольцо и гидроксогруппу.

3.      Азотсодержащее  органическое вещество впервые получено русским ученым Н.Н. Зининым  в результате восстановления нитробензола водородом.

4.      Проявляют амфотерные свойства, так как в своем составе имеют  аминогруппу и карбоксильную функциональные группы.

5.      Азотсодержащие органические вещества, производные аммиака, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены  углеводородными

 

 

 

 

Познавательные : общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процессов и результатов деятельности. Формирование умения применять полученные знания.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Целеполагание  как постановка учебной задачи, планирование и прогнозирование

 

 

 

Что мы должны узнать о белках?

Отвечают на вопросы, формируют тему урока, определяют цель и задачи урока.

Записывают тему урока в тетрадь:

Тема: Белки. Состав и строение. Физические и химические свойства.

 

 

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества, высказывание своих мыслей, предположений

 

3.Изучение нового материала

 

Итак, чтобы ответить на вопрос “Что такое жизнь?”, нужно знать что такое белок. Чем больше мы узнаем о белках, тем глубже проникаем в понятие “жизнь”. Насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многолика жизнь.

Давайте узнаем, что такое белок.

 

 

 

Как  и кем были открыты белки  мы узнаем с доклада.

Какие химические элементы входят в состав белков ? Для ответа на этот вопрос предлагаю заполнить схему

 

 

 

 

Работа с учебником , поиск определения белки

Белки - это природные высокомолекулярные  азотсодержащие органические  соединения, состоящие из аминокислот, соединённых
между собой пептидными связями..

Выступление учащегося с докладом «История открытия и изучения белков»

 

 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения; умение осознанно и произвольно строить высказывания. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

 

 

 

 Как классифицируют белки по химическому составу.

Заполните схему классификации белков

Проблемный вопрос: Почему белки называют биологическими полимерами?

Какие вещества называют полимеры?

Что является мономерами белков?

 

Учитель рассказывает о механизме образования полипептидных связей.

Деление класса на три группы

 

 

 

 

Корректирует знания учащихся.

 

Физминутка

 

Исследование  химических свойств белков

Белки вступают в реакции окисления-восстановления, этерификации, алкилирования, нитрования, могут образовывать соли как с кислота­ми, так и с основаниями (белки амфотерны).

 

1.              Гидролиз белков:

Гидролиз – разрушение первичной структуры белка. В лабораторных условиях этот процесс проводится в присутствии кислот и

Щелочей  при нагревании. В организме он происходит под действием ферментов, что приводит к образованию аминокислот, из которых в клетках

организма образуются белки, характерные для

данного организма.

Конечным продуктом гидролиза белков являются

аминокислоты.

2. Высаливание. Под действием раствора хлорида натрия яичный белок высаливается. Данный процесс обратимый, так как при попадании в чистую воду белок снова растворяется.

3. Денатурация белков.

Что такое денатурация?

Денатурация – разрушение четвертичной, третичной и частично вторичной структуры белка, при  этом первичная структура остается неизменной.

В каждую из четырех пробирок приливаем по 2 мл яичного белка. Затем добавляем в первую пробирку – соляную кислоту, во вторую – гидроксид натрия, в третью – этиловый спирт, а четвертую пробирку нагреем на огне. Затем добавляем дистиллированную воду и встряхнем пробирки.

4. Осаждение белков:

Осаждение белков бывает обратимое и необратимое.

Обратимое осаждение происходит при добавлении

к раствору белка солей Na+, K+, NH4+. Раствор белка становится мутным (белок выпадает в осадок). При добавлении достаточного количества воды раствор белка вновь становится прозрачным.

Необратимое осаждение  - денатурация (разрушение третичной и вторичной структур белковых молекул). Например, альбумин — яичный белок — при темпера­туре 60—70° осаждается из раствора (свертывается), теряя способность растворяться в воде.

5.Качественные реакции на белки.

Ксантопротеиновая реакция (обнаружение бензольных ядер в аминокислотных остатках). В пробирку поместите 10 капель раствора яичного белка и 2 капли концентрированной 1:3 азотной кислоты. Смесь осторожно нагрейте до появления желтого осадка и охладите. Добавьте по каплям концентрированный раствор аммиака до появления оранжевой окраски.

Белок + HNO3(Конц.) —> желтое окрашивание.

Учитель проводит демонстрационно, в вытяжном шкафу 

Какие аминокислоты можно обнаружить с помощью данной реакции?
Можно ли считать данную реакцию – качественной на белок?

Биуретовая реакция (распознавание пептидных связей).

Учитель дает указания по выполнению биуретовой реакции.

 

 

Заполняют схему с помощью учебника на стр . и определяют понятие протеины и протеиды

Предполагают свои варианты ответов, высказывают свои мысли и прислушиваются к мнению других учащихся.

Записывают в тетрадь: мономерами белков являются аминокислоты, которые связаны друг с другом пептидными связями.

 

Записывают уравнение химической реакции образования дипептида

Работают в группах:

1 группа определяет физические свойства белков

2 группа- уровни организации белков

3 группа – функции белков в организме человека

Выступление лидеров групп

Учащиеся выполняют гимнастику для глаз и наклоны туловища

 

 

 

 

Выполняют опыт № 1 «Гидролиз белков»

раствор белка + HCl

раствор белка + NaOH

записывают химическое уравнение реакции и наблюдения

Выполняют опыт № 2 «Высаливание белка»

раствор белка + NaCl

записывают химическое уравнение реакции и наблюдения

Учащиеся формируют определение денатурации

 

 

раствор белка + HCl

раствор белка + NaOH

раствор белка + С2H5OH

раствор белка  t

 

раствор белка + CuSO4

раствор белка + Pb(NO3)2

раствор белка + NH4 Cl

затем в пробирки добавляют воду и определяют , где обратимое и необратимое осаждение белков

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся наблюдают, записывают уравнение реакции и свои наблюдения

 

 

Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения

 

Осуществляют биуретовую реакцию

Белок + NaOH + CuSO4 —> фиолетовое окрашивание.

Записывают полученные результаты и делают вывод о качественных реакциях на белки и их химических свойствах

Наблюдать, анализировать и делать  опыты и выводы по

результатам наблюдений. Сравнивать, обобщать факты и явления.

Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схемы).

 

Коммуникативные УУД.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять  цели, распределять роли). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учитывать разные мнения.  Составлять тезисы выступления.

Выступать перед аудиторией,

 

 

 

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело. умение проявлять в разных ситуация доброжелательность, внимательность, вежливость к другим, демонстрировать самостоятельность

 

 

 

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

 

 

Первичное закрепление знаний

Учитель раздает карточки с заданиями

Учащиеся выполняют тестовые задания и задания на выбор правильных утверждений

Взаимопроверка

Регулятивные : контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном

Домашнее задание

Разъясняет выполнение домашнего задания

Записывают д/з параграф 38 стр 178-182, выполнить №4, №7 стр 183

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что было уже освоено и что еще подлежить усвоению

Рефлексия

Учитель предлагает закончить предложения и оценить свою работу на уроке

•      Сегодня я узнал(а)…

•      Было интересно…

•      Затруднения вызвал вопрос о…

•      Я понял(а), что…

•      Теперь я смогу…

•      Меня удивило то, что…

•      Урок дал мне знания о …

•      В жизни мне пригодится…

 

Ребята высказывают свои мысли и оценивают  свою работу на уроке

Регулятивные

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, самооценка, саморегуляция

 

Личностные : смыслообразование

 

Нравится