МБОУ «ЕМЕЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 





Методическая разработка урока по биологии Вегетативные органы растений. Побег. Вегетативная и генеративная почки

Урок №      биологии 6 класс

Тема: «Вегетативные органы растений. Побег. Вегетативные и генеративные почки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель:  изучить  процесс органы растений, вегетативные органы, строение побега, генеративной и вегетативной почек.

Задачи:

образовательные: знать о строении  побега , почек, различать вегетативную и генеративную почки.

развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  строение побега, почек;

- значение  и роль побега.

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные: 

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  
  3. Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с товарищами.
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

1.      Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

2.      Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

3.      Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

4.      Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5.      Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

6.      Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ход урока.

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап

 

Приветствие класса

Приветствует класс, настраивает на позитивную плодотворную работу.

Проверка отсутствующих

 

Приветствуют учителя

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

 

Мотивация к учебной деятельности            (2 мин)

 

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Рассказывает о необходимости биологических знаний, о тайнах природы.

 «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?

 

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

Личностные УУД (самоопределение)

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

III. Формулирование темы урока, постановка цели

(5 мин)

Цели: Актуализация опорных знаний и умений.

 

Формулируют тему, ставят цель и планируют ее достижение самостоятельно, записывают тему урока в тетрадь

 

Учитель задает вопрос

«Что изучает наука биология ?

А наука Ботаника?

Какие растения вы знаете?

Какие растения называю низшие, а какие высшие?

 В чем их различие ?

 Какие органы растений вы знаете?

 

Отвечают на вопросы .Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы.

Регулятивные УУД (целеполагание)

 

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества)

IV. Изучение нового

 (10 мин)

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

 

 

Работа с учебником стр. 72

Найти определение побег?

Побег – это стебель с расположенным на нем листьями и почками.

 

Наличие листьев на побеге – это главное отличие  от корня

 

Изучение строения побега

 

Побег состоит из повторяющихся участков : междоузлий, узлов с листьями и почками

 

Работа с гербарным материалом

 

Побеги бывают вегетативными и генеративными, которые имеют цветки , плоды

 

В зависимости от длины побеги бывают:

1.      укороченные

2.      удлиненные

 

По направлению роста побеги бываю:

1.прямостоячими

2. стелющимися

3.вьющимися

4.цепляющимися

 

Изучение строения почек

Типов почек

Почка- это зачаточный побег

 

Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.

 

 Задает вопросы :

Какие функции выполняют органы растений лист и цветок?

 

Проблемный вопрос:

На какие группы по функциям вы бы могли разделить органы растения?

 

 

Учитель предлагает попробовать заполнить схему

 

 

Найти определение побег?

 

 

 

Проблемный вопрос:

Чем отличается побег от корня?

 

Рассказывает о строении побега,

 

 

 

 

 

Демонстрирует рисунок побега и показывает части побега

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывает о типах побегов и демонстрирует на слайдах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, ознакомьте с текстом на стр 73 и ответь на вопросы

Что такое почка?

Какие типы почек бывают?

Закончите предложения

Из генеративной почки образуется….

Из вегетативной почки образуется….

 

Учитель рассказывает о строении почек

 

Какие отличия в строении вегетативной и генеративной почек вы увидели?

 

 

 

Слушают новый материал записывают определения

 

 

 

Отвечают на вопросы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают свои варианты заполнения схемы

 

 

Работа с учебником, поиск информации , запись определения побег в тетрадь.

 

Предположения учащихся, сравнение корня и побега

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают рисунок строения побега

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают рисунки с разными типами побегов и делают записи в тетрадях

 

 

Работа с гербарием:

Нахождение  составных частей побега, определение типа побега

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с текстом учебника

 

Отвечают на вопросы

 

Заканчивают незавершенные предложения

 

 

 

 

Слушают рассказ учителя

 

 

Находят отличия и отвечают, делают выводы

 

 

 

 

 

Познавательные: выдвигают гипотезы и их обосновывают; учатся считывать информацию со схемы; осуществляют поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации, использовать знаково-символические средства. Умение применять знания на практике

 

 

Коммуникативные: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

Личностные: умение проявлять в разных ситуация доброжелательность, внимательность, вежливость к другим, демонстрировать самостоятельность

 

 

Физминутка

Физминутка   «Листочки»

Листочки мы подняли, солнцу показали.     поднимают  руки

Листочки опускали, травке показали.       опускают  руки

Листья повстречались, а потом расстались.        соединяют руки, а потом разводят

Ветерок летал, листики качал.  поднимают руки вверх-вниз

Листики устали, тихо полежали.     приседают                 Ветер листики поднял. встают на ноги

Сильно дует ветерок, улетает наш листок.       качаются

 

Выполняют физические упражнения

 

Первичное закрепление знаний

 

Выполнение Лабораторной работы № 1 « Внешнее строение побега . Строение вегетативной и генеративной почек»

 

Учитель рассказывает о последовательности выполнения лабораторной работы

Выполняют лабораторную работу, зарисовывают строение побега и почек, формулируют выводы

Регулятивные:

работают по инструкции.

Познавательные умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; работа с учебником – анализ иллюстраций, выполнение продуктивных заданий.

Закрепление знаний

Тестовые задания.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

Взаимопроверка

Учитель задает тестовые задания

 

 

 

 

 

 

Озвучивает правильные ответы

Оценивает работу учащихся на уроке

Отвечают на тесты

 

 

 

 

Проверяют работу своего товарища

Регулятивные: умение          оценивать действия и   результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2 мин)

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

.

Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.

Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке – что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»

Учитель просит высказать свои ощущения

Я узнал…
Я научился….
Мне понравилось…
Я затруднялся …..
 

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества

Личностные: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось?

Регулятивные:

Что еще следует повторить?
Адекватно воспринимают оценки и отметки

Домашнее задание

Параграф 27 стр 72-73

Ответить на вопрос № 4 стр 73 письменно.

Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации.

Фиксируют домашнее задание

Коммуникативные: слушают учителя  и вступают с ним в диалог, задают вопросы

 

Нравится