МБОУ «ЕМЕЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 





конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Внутренний мир русской избы"

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Внутренний мир русской избы»

Цели урока:

-сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроения человеком внутреннего пространства избы.

- познакомить с понятием «интерьер», его особенностями в крестьянском жилище.
Задачи:
          - расширение знаний учащихся о богатстве традиций и обычаев, связанных с миром крестьянской избы

- привлечение учащихся к поиску старинных вещей, сбору пословиц, загадок, поговорок по теме урока, что способствует повышению интереса к предмету и развивает творческие способности учащегося.

- активизирование познавательного интереса к истории.

- развитие кругозора детей, памяти, внимания, мышления, умения анализировать.

- воспитание  эстетического и художественного вкуса в процессе восприятия учебного материала.

Презентация

Слайд №3

Когда-то немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте сказал: «Что мы должны дать детям две вещи-корни и крылья…»

«Мой дом – моя крепость», - сказал мудрец

И был абсолютно прав

Не важно, избушка или дворец

Кров дарит, теплом объяв,

Под сенью тихой родной избы

У милого очага

Сил набирались наши деды,

Когда шли в бой на врага!

Изба- колыбель наших предков, отцов,

Обитель добра и тепла,

Без русской печи и её пирогов

Представить Россию нельзя.

Слово учителя

Ребята, как вы думаете, о чём на уроке пойдёт речь?

- (ответы детей: «Русская изба»)

Актуализация опорных знаний

Слово учителя

История нашей страны неразрывно связана с традициями, обычаями и устным народным творчеством. На слух простые, но с перчинкой русские народные загадки о предметах быта.

Загадки (4-5 слайды)

1.     Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встаёт

Сам себе плита и чайник  -

Сам заварит, сам нальёт

(самовар)

2.     Кочет голенаст, кланяться горазд.

(топор)

3.     Два братца хотят подраться

    Да руки коротки

(коромысло)

4.     Суну, посуну в золотую посуду

     Там поколочу, назад поворочу

     (кочерга)

5.     Без рук, без ног,

Во все стороны клонится.

(Зыбка)

6.     Был на базаре, очутился на пожаре.

(горшок)

7.     Маленький, пузатенький, а весь дом бережёт.

(замок)

8.     В небо дыра, в землю дыра,

А посередине – огонь и вода.

(самовар)

9.     Зимой нет теплей, а летом холодней.

(печь)

(На экране изображение избы, кадр №4) Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы, кадр №6)

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

(Кадр №7) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе. Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

(Кадр №8) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

(Кадр №9) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

(Кадр №10) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

(Кадр №11) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

(кадр 12) Центром русской избы всегда была печь, которую называли царицей дома. Печь в традиции древних русичей представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки». Изба зонировалась на женскую половину, мужской и красный угол.  В печном углу управляла женщина. В женском углу и располагались полки с различной кухонной утварью и посудой. В своем углу женщины прияли, шили и занимались различными видами рукоделия. Женская тематика вообще достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: "бабья дорога – от печи до порога". А еще посмеивались: "баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает" 

 

- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )

(кадр № 13). Самое большое и красивое место в крестьянском доме, где принимали пищу и встречали гостей была горница. Это была одновременно и гостиная, и столовая, а иногда и спальня. В горнице по диагонали от печи устраивали красный угол – часть дома, где устанавливались иконы.
Возле красного угла обычно стоял стол, а в самом углу на божнице располагались иконы и лампада. Широкие лавки возле стола были, как правило, стационарные, вмонтированные в стену. На них не только сидели, но и спали. Если нужно было дополнительное место, к столу приставляли скамьи. Обеденный стол, кстати, тоже был стационарным, глинобитным.
В целом, остановка крестьянского быта была скромной, грубоватой, но не без украшательств. Над окнами располагали полки, на которых размещали красивую посуду, шкатулки и пр. на виду. Деревянные кровати были с красивыми резными спинками, покрытые лоскутными одялами, на которых располагались горкой пуховые подушки. Почти в каждой крестьянской избе можно было встретить сундуки различного предназначения. 

(кадр № 14, 15) А теперь давайте познакомимся с вариантами композиционного размещения крестьянского интерьера.

Слово учителя:

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Практическая работа

Задание:

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

Последовательность изображения крестьянского интерьера:

1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. (Кадр №14)

2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.

3. выполнение в цвете

Итог урока

Анализ работ учащихся.

Вопросы для рефлексии (слайд 16):
- Зачем люди украшают свои жилища?
- О чем может рассказать декор крестьянской избы?
- Назовите элементы избы.

Домашнее задание: Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.

 

Нравится