МБОУ «ЕМЕЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 





ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗРАБОТОК СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКТИРУЮЩИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

 Мы живем в век информации, в век, когда компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить  мощным техническим средством обучения  и  играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании  речевого  и  общего психического развития  младших школьников. Следовательно, компьютерные программы вполне можно использовать в деятельности учителя  для повышения эффективности  развивающего  и коррекционного процесса. Особенно остро проблема использования информационных технологий стоит в специальном коррекционном образовании в связи с особыми потребностями лиц с ограниченными возможностями и особенностями их развития,  поэтому  целью  данной  работы  является  исследование  и  анализ разработок  специальных  корректирующих  и  развивающих  программно-методических  средств.

       Программы  развивающей  и  коррекционной  работы  разрабатываются  в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения [6,5].

      Программы развивающей и коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлены  на :

преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;                        

овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);

развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

     Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

      Процесс обучения ребенка,  например,  с нарушением  речи  требует длительного времени и отнимает у него много сил. Интерес к занятиям с преподавателем  у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия часто носят монотонный характер, теряется желание говорить и  писать «правильно и красиво». Тем более что в настоящее время возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется и синдром дефицита внимания  и  гиперактивности. В работе с такими детьми требуется особый индивидуальный подход, так как они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке на занятиях [4,16]. Используя  в  своей деятельности информационно-коммуникативные технологии с  целью повышения эффективности  процесса  коррекционно-развивающего  воздействия, учитель  при этом решает следующие задачи:

 - повышение мотивации детей к  занятиям;

 -  формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и учителем;

 - адекватная (осознанная) оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной   программой;

 - положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.

      Осознанное отношение ребенком к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить, т.е. мотивация – одна из центральных задач в педагогической работе. Часто одного опыта владения методикой коррекции речи и желания учителя не достаточно для успешного логопедического воздействия. Ребенок часто не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В этом случае одним из средств оптимизации процесса  развития  и  коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства [3, 28].

Специальные  корректирующие  и  развивающие  программы  для  младших  школьников

      Общение детей школьного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать учитель, несут обучающий,  корректирующий  и развивающий характер [1, 32]. Для работы с  младшими школьникам   прекрасно подойдут следующие компьютерные  программы:

 - компьютерная программа «Фабрика игр», где 10 логических игр на развитие пространственной ориентации, мелкой моторики, внимания, реакции, цветового восприятия и логического мышления;

 - специально разработанная программа «Развивайка для малышей» из серии «Обучение с приключением», которая рассчитана на развитие творческих способностей в непринужденной форме: пазлы с изображением животных, звуковые картинки-загадки, волшебные картинки-раскраски и др.;

 - компьютерная программа «Маленький искатель» дает возможность создавать самостоятельно тексты, рисунки, задачи, строить музыкальные логические цепочки, отгадывать загадки и находить предметы-отгадки на рисунке, ненавязчиво научиться классифицировать под руководством веселого и внимательного «компьютерного героя» в игре «Обручи»;

 - серия компьютерных программ «Гарфилд: малышам, дошкольникам,  первоклассникам, второклассникам и т.д.», где ребенок вместе с мультяшным  котом  Гарфилдом  учится читать, писать, познает лексику  и орфографию, изучает алфавит, но все это обучение носит игровой характер, постоянно звучит похвала и подбадривание, а неудача не несет негатива;

 - программа «Веселая азбука» представляет собой мультфильм-путешествие по волшебному лесу вместе с зайчонком, у которого пропала азбука, при этом необходимо выполнять интересные задания обучающего характера, а в награду получить различные неожиданные эффекты, которые очень нравятся детям;

 - программа «Семейный наставник: Русский язык» (серия «Компьютерное обучение») содержит следующие виды работы с программой: уроки и экзамены, диктанты, диагностика, коррекция, работа над ошибками и т.д. По всем разделам русского языка за курс начальной школы; ребенок работает в режиме тестирования, причем можно выбрать, например, такой режим, как «самоконтроль с поощрением», что стимулирует ребенка к достижению лучшего результата;

- компьютерная программа «Головоломки для веселых и находчивых» содержит 100 логических задач для младших школьников, при решении которых ребенок должен находить нестандартные решения, при этом всегда можно увидеть верный ответ.

    Детские компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить  обобщенное  представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. В процессе занятий детей на компьютере у них улучшаются память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Работая с компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д. Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу, это относится и к работе зрительного анализатора. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием.  Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере [7, 11]. Кроме всего перечисленного компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты.

 

Эффективное  обучение  ребенка  с  помощью  компьютерных  программ

      Благодаря  компьютеру становится более эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.   Компьютер является особым средством ТСО – современной, мощной, более совершенной техникой, реализующей процесс обучения в режиме диалога «компьютер – учащийся». При этом наглядно реализуется дидактический принцип индивидуального подхода, позволяющий каждому ученику при усвоении учебного материала достигнуть такого уровня, который бы соответствовал бы возможностям обучаемого [5 ]. Ребенок в диалоге с компьютерной программой углубляет и расширяет свои знания, «дружественное отношение» компьютера к учащемуся является стимулом в работе и не только повышает уровень знаний по определенной теме, но и демонстрирует потенциальные возможности использования компьютера в дальнейшей педагогической деятельности. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям с логопедом, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и педагогом. Ребенок воспринимает учителя  как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. При этом формируется такая форма общения между ребенком и педагогом, которая необходима  младшему школьнику для обучения в школе. Общаясь с компьютерным героем во время занятия, ребенок начинает спрашивать учителя о том, что нужно сделать, чтобы выполнить то или иное задание. Он радуется, когда «независимый» компьютерный герой «дарит» ему подарки. Ребенок при этом постоянно стремится исправить свои ошибки, чтобы его «компьютерный друг» и педагог  похвалили его. При этом и у преподавателя  появляется стимул в работе, интерес к дальнейшей организации своей деятельности. Интерес становится взаимным, а это уже является залогом успешной работы. Ребенок с нетерпением ждет очередного занятия с учителем, кроме того, стремится выполнять «компьютерные» домашние задания.

Бытует мнение о том, что обучающие,  корректирующие  и  развивающие системы на базе  персонального  компьютера  не обладают воспитательными  возможностями. Этот подход глубоко ошибочен. Действительно, личность может воспитывать только человек, а не машина. Но такие программы, реализованные на «бездушной машине», в том или ином виде опосредовано представляют личный опыт преподавателей-разработчиков и обязательно оказывают воздействие на чувства и эмоции обучаемых. Опыт проведения экспериментального обучения в рамках исследования подтверждает этот тезис. Так, например, работа с компьютерным лабораторным практикумом, включенным в состав образовательных информационных технологий, способствует развитию у них умственных способностей, совершенствует стиль мышления, вырабатывает привычку обосновывать свои решения и действия аргументированным, точным расчетом, формируя  таким образом многие нравственные качества: добросовестность, ответственность, честность и другие. Отрицание данного факта не просто ошибочно, но и вредно тем, что снимает ответственность с разработчиков за достижение воспитательных целей в обучающей программе. Если сегодня эти заблуждения негативно не сказываются на воспитательной стороне обучения (что уже ощутимо в системе образования на Западе), то только по причине относительно малого времени  работы  обучаемых  на персональном  компьютере [1].

Из сказанного ясно, что данный принцип имеет исключительно важное значение для разработки, создания и применения как компьютерных развивающих коррекционно-обучающих программ, так и информационных технологий в образовании.

Реализация его позволит обеспечить продуктивный переход знаний через чувства и эмоции в убеждения и навыки.

 

Недостатки  компьютерной  обучающей  системы

       При использовании компьютерных программ на занятиях  педагогу  необходимо знать правила безопасной работы с компьютером, кроме того, не использовать не апробированнных и научно необоснованных программ, что может привести к замене живого речевого общения общением с машиной, нанести вред  зрению и нервной системе ребенка.

      Использование компьютерных программ может оказаться неэффективным вследствие имеющихся недостатков компьютера. Необходимо четко различать недостатки, обусловленные неопытностью разработчиков той или иной компьютерной обучающей системы, а также недостатки, возникающие ввиду неполной реализации потенциальных возможностей компьютера. Недопустимо использовать в работе с детьми старые модели компьютеров, так как на экране старой модели невозможно достичь нормальной четкости, яркости и стабильности изображения, необходимого для нормальной работы зрительного анализатора. Несоблюдение гигиенических правил может привести к прогрессированию уже существующих нарушений зрения. К тому же это приводит к большему переутомлению, что недопустимо при занятиях с детьми.

     Используя на своих занятиях компьютер, педагог  должен помнить, что главная цель его работы – это коррекция  и  развитие  речи,  мышления  для реализации  полноценного общения ребенка с другими людьми. Поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению учителя  и ребенка. Поэтому компьютер рекомендуется использовать только как дополнительное средство работы в течение недлительного времени. Для того чтобы ребенок стремился на занятие не только ради работы с компьютером, но и ради присутствия на традиционном занятии, полезно использовать компьютерную программу как часть общего сценария всей работы  с ребенком [4, 17 ].

      На первом занятии необходимо познакомить ребенка с машиной, мышью, клавиатурой. Целесообразно сесть рядом, положив свою руку на руку ребенка, дать попробовать ему поработать с мышью. Замечено, что хватает практически 10 минут, чтобы ребенок с первого раза освоил мышь (что взрослому дается труднее и за большее время). Рекомендуется  первый раз поработать с ребенком в программе Paint, где ему предоставляется возможность порисовать (желательно сначала карандашом) любые фигуры по своему желанию или по заданию логопеда. Вначале   бывают недовольны своими «каракулями», так как движения мышью еще неловкие, а зрительный анализатор еще никак не желает выполнять совместные действия с моторным. Дети часто при этом говорят, что «голова устала» (что как раз подтверждает, что мозг заведует всеми функциями движения глаз, руки). Возможность быстро очистить лист их успокаивает и они снова принимаются рисовать. Затем необходимо добиваться более точных линий, а также показать возможность раскрасить свой рисунок, причем назвать и выбрать цвет. При этом между логопедом и ребенком постоянно идет диалог и сотрудничество. Ребенок видит, что если движение карандаша было неточным, то краска «проливается», закрашивая весь рисунок. Желание получить красивую картинку и похвалу педагога  помогает достичь лучшего результата. По желанию ребенка картинки можно хранить в отдельной именной папке, а можно выпустить на цветном принтере. Ребенок с удовольствием показывает свои рисунки родителям или  друзьям. Рисование готовыми геометрическими фигурами в программе Paint можно использовать в графическом диктанте, например:  в центре листа помести круг, слева от него – квадрат, ниже квадрата нарисуй треугольник, справа от треугольника – прямоугольник; раскрась квадрат красным цветом, а треугольник …и т.д. Задания могут быть интересными и разнообразными, все зависит от фантазии и опыта педагога. Учитель  сам может готовить задания в электронном виде, используя такие программы как MS Excel, Power Point.

      В течение каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.  Например, при проведении   занятия в группе учащихся 2-го класса по теме «Гласные звуки первого ряда», можно использовать презентацию, выполненную в Power Point, где все задания демонстрируются  на экране с помощью проектора.   

  Анализ педагогической практики использования специальных программно-методических  средств  учебного назначения позволяет сделать  выводы, что  новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работы с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной в основном на коллективное восприятие информации.         Как  видим,  параллельно этому идет процесс использования программно-методических  средств и систем учебного назначения (пакетов программных средств учебного назначения) для поддержки традиционных методов обучения. Определяя  требования, предъявляемые к специальным  программно-методическим  средствам, необходимо учитывать также обоснование выбора темы и обеспечивать проверку педагогической эффективности использования педагогических программных средств.

Помимо этого, при разработке специальных развивающих  и  корректирующих  программно-методических  средств  следует учитывать еще и ряд других факторов: возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, обеспечение доброжелательной и тактичной формы обращения к ученику, возможность повторных обращений к программе в случае неудачной попытки. Все это обусловливает позитивный фон общения пользователя с компьютером. Большое значение при разработке специальных программных средств необходимо уделять таким характеристикам как удобный интерфейс, простота использования, защита от несанкционированного доступа, надежность, возможность отмены ошибочных действий, рассылки по сети (в условиях использования сетевых технологий), аппаратной переносимости [1].

Разработка специальных  развивающих  и  коррекционных программно-методических средств, используемых в учебных целях, представляет собой очень сложный процесс, требующий коллективного труда не только преподавателей, методистов, программистов, но и психологов, специалистов по эргономике, дизайнеров. В связи с этим правомерно предъявить комплекс требований к разрабатываемым педагогическим программным средствам, чтобы их использование не вызывало отрицательных (в психолого-педагогическом или физиолого-гигиеническом смысле) последствий, а служило бы целям интенсификации учебного процесса, развития личности обучаемого,  так  как  в результате занятий у многих детей сглаживается негативизм. Если на замечания педагога  ребенок часто реагирует негативно, то на замечания компьютерного героя дети не обижаются, ведь после каждого успешно выполненного задания они получают «приз», при этом ребенок эмоционально реагирует на такое поощрение и радуется виртуальным подаркам, чуть ли не больше, чем настоящим,  таким образом, использование  компьютера  позволяет  индивидуализировать процесс  коррекции   и  развития  мышления,  а  так  же  речи, способствует положительному эмоциональному  состоянию  детей  в  процессе  занятий, значительно повышает  эффективность работы учителя.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ:

 1.  Беспалько  В.П. Образование  и  обучение    с  участием  компьютеров:  Учебно-методическое  пособие. –М.:  2002. – 290 с.

2.Кукушин  В.С.  Современные  педагогические  технологии   в  начальной  школе:  Пособие  для  учителей.  Серия  развивающего  обучения. - Р. На  Дону:  Феникс.-  2003.-448 с.

3. Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003.

4. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6.

5. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические  проблемы  компьютеризации обучения. – М.,1988. 

 6. Программно-методические  материалы:  Информатика: 1 – 11 классы /Сост.  Л. Е. Самовольнова. – М.: Дрофа,  1998.

7.Степанова М. Ребенок и компьютер // Директор школы. – 2000. № 5.
8. Халілова  Ф.С.  Інформаційні  технології  в  професійній  діяльності  вчителя  початкової  школи. /під  ред.. Апатової  Н.В.:  - С.: Доля. -  2009.-  284с.

Нравится